МОБУ "СОШ №16"
Красноярский край г. Минусинск
  • Социальный проект: «Летний трудовой отряд для детей, оказавшихся в социально опасном положении «Ботанический сад»»

    Автор: majorovajuly@mail.ru
    Краткое тематическое содержание. Данный социальный проект представляет собой разработку программы по социализации детей школьного возраста, оказавшихся в социально опасном положении и требующих повышенного внимания со стороны педагогического коллектива и социального педагога в общеобразовательной школе.
    Социальный проект: «Летний трудовой отряд для детей, оказавшихся в социально опасном положении «Ботанический сад»».

    Краткое тематическое содержание. Данный социальный проект представляет собой разработку программы по социализации детей школьного возраста, оказавшихся в социально опасном положении и требующих повышенного внимания со стороны педагогического коллектива и социального педагога в общеобразовательной школе.

    Актуальность проекта. В современной российской школе отдельное место отведено воспитательному процессу. И не последнюю роль в этом процессе, наряду с классными руководителями, занимает школьный социальный педагог. В его работу входит как профилактика, так и предотвращение правонарушений среди учеников. Отдельное направление в работе социального педагога составляет работа с детьми, которые оказались в социально опасном положении. Такие ученики проживают в семьях, где родители, по той или иной причине, перестали в должной мере заботиться о своих детях. Причин тому может быть множество: алкоголизм одного или обоих родителей, развод, низкий уровень жизни, болезнь родителей, асоциальное поведение и т.п. Поэтому, педагогический коллектив школы, должен частично взять на себя заботу о таких детях, предоставив им возможность дополнительного развития и социализации. Особое внимание следует уделить таким ученикам в каникулярное время, когда, можно сказать, они предоставлены сами себе. Поэтому, летний трудовой отряд будет отличным вариантом для развития и социализации детей, оказавшихся в социально опасном положении.

    Цель проекта. Предоставить социально-педагогическую поддержку обучающимся, которые находятся в социально опасном положении.

    Задачи проекта:

    • Разработать программу для проекта «Летний трудовой отряд для детей, оказавшихся в социально опасном положении «Ботанический сад»».
    • В рамках проекта провести комплекс мероприятий, направленных на формирование жизнестойкости и социализацию школьников, оказавшихся в социально опасном положении.

    Область применения проекта. Проект применим для групп учеников, оказавшихся в социально опасном положении и тяжелой жизненной ситуации.

    Возрастные группы обучающихся:

    • 7-11 лет.
    • 12-14 лет.
    • 15-17 лет.

    Ожидаемые результаты.

    • Сформировать жизнестойкость обучающихся, оказавшихся в социально опасном положении.
    • Сформировать положительную самооценку обучающихся, оказавшихся в социально опасном положении
    • Сформировать положительное отношение к школе среди обучающихся, оказавшихся в социально опасном положении.

    Содержательная часть

    1. Летний трудовой отряд для детей, оказавшихся в социально опасном положении «Ботанический сад» - это возможность для учеников дополнительно получить педагогическую, социальную и психологическую поддержку от педагогического коллектива школы.

    2. Состав педагогического коллектива, оказывающий поддержку трудовому отряду:

    • Социальный педагог;
    • Педагог-психолог;
    • Советник директора по ВР;
    • Заместитель директора по ВР;
    • Библиотекарь;
    • Классный руководитель;
    • Наставник ученика.

    3. Продолжительность смены - 3 недели (15 рабочих дней).

    4. Количество бригад - 3:

    • 7-10 лет;
    • 11-13 лет;
    • 14-17 лет.

    5. Размер бригады - до 7 человек.

    6. Время: с 8.00 до 12.00.

    7. Формы работы:

    • Коллективный труд;
    • Беседы;
    • Викторины;
    • Час чтения;
    • Походы;
    • Экскурсии;
    • Дискуссия;
    • Коллективно-творческие дела;
    • Лекция;
    • Психолого-педагогическое тестирование;
    • Образовательное путешествие и т.п.

    8. Принципы, используемые при создании трудового отряда для детей, оказавшихся в социально опасном положении:

    • Принцип уважения и доверия: при котором каждый ребенок в своем трудовом отряде чувствует уважение и поддержку от руководителя отряда и от всех остальных членов отряда этого отряда; Девиз данного принципа: «Ты вместе с нами».
    • Принцип гуманности: при котором все действия педагогического коллектива направлены на гуманное отношение к ребенку. Девиз данного принципа: «Не навреди!».
    • Принцип индивидуализации: при котором, каждый член отряда, несмотря на общность дела и целей, является индивидуальной личностью, у которой есть возможность личностного роста в данном коллективе. Девиз данного принципа: «Каждый из нас - личность!».
    • Принцип комплексной психоло-педагогической помощи: при котором, главная цель задействованного педагогического состава - восполнить дефицит внимания и воспитания у ребенка, оказавшегося в социально опасном положении.

    9. Направления деятельности:

    1) Трудовое.

    Цель - воспитание трудолюбия и формирование практических трудовых навыков.

    Задачи:

    • обучение трудовым приемам,
    • предупреждение травматизма,
    • воспитание коллективизма и ответственности.

    Фронт работ:

    Благоустройство пришкольного участка:

    • уход за зелеными насаждениями,
    • обрезка кустарников,
    • формирование крон молодых деревьев,
    • обрезка сушняка и пр.,
    • разбивка и оформление цветочных клумб,
    • высадка цветов, саженцев,
    • вскапывание земельных участков,
    • побелка деревьев, бордюров,
    • наведение порядка в классных кабинетах,
    • ежедневный полив зеленых насаждений, цветочных клумб,
    • уход за комнатными растениями в помещении школы, полив и т.д.

    2) Культуно-досуговое.

    Цель - организация содержательной досуговой деятельности детей, развитие творческих и коммуникативных способностей.

    Задачи:

    • организация разнообразных форм детского досуга;
    • поощрение инициативы и творческой активности воспитанников.

    Формы, средства и методы организации: интерактивные и интеллектуальные игры, конкурсы, викторины, праздники, библиотечные часы, пресс-турниры, литературная гостиная, виртуальные экскурсии, просмотр фильмов, тренинги, акции.

    3) Профилактическое.

    Цель - профилактика безнадзорности, правонарушений подростков.

    Задачи:

    • предупреждение нарушений Закона «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
    • психолого-педагогическое сопровождение детей, требующих повышенного педагогического внимания.

    Формы, средства и методы организации: общественные поручения, акции, тренинги, деловые, ролевые игры, беседы, показ презентаций и видеороликов, конкурсы рисунков, социологические опросы.

    План работы:

    Мероприятие

    День

    Исполнитель

    Знакомство, проведение инструктажа по ТБ, вводное занятие. Постановка целей и задач для сформированного трудового отряда. Экскурсия по школе, с целью определения фронта работ. Входное психолого-педагогическое тестирование детей. Час чтения в библиотеке.

    1

    Социальный педагог;
    Педагог-психолог;
    Библиотекарь

    Выполнение трудовой задачи, экскурсия в школьный музей, час чтения в библиотеке.

    2

    Социальный педагог;
    Библиотекарь

    Выполнение трудовой задачи, экскурсия на предприятие, просмотр художественного фильма «Вам и не снилось».

    3

    Социальный педагог

    Выполнение трудовой задачи, викторина «Я всегда прав», час чтения в библиотеке.

    4

    Социальный педагог;
    Библиотекарь

    Выполнение трудовой задачи, дебаты «Я знаю свои права»

    5

    Наставник

    Выполнение трудовой задачи, беседа с заместителем директора по ВР «Электронные сигареты - проблема современного школьника».

    6

    Социальный педагог;
    Заместитель директора по ВР

    Выполнение трудовой задачи, экскурсия на предприятие, час чтения в библиотеке.

    7

    Социальный педагог;
    Советник директора по ВР;
    Библиотекарь

    Выполнение трудовой задачи, просмотр видеороликов, направленных на профилактику табакокукрения и наркомании.

    8

    Социальный педагог

    Выполнение трудовой задачи, индивидуальные беседы с педагогом-психологом «Расскажи мне свою тайну».

    9

    Социальный педагог;
    Педагог-психолог;

    Выполнение трудовой задачи, забег «Мы любим спорт!».

    10

    Социальный педагог;

    Выполнение трудовой задачи, ролевая игра «Счастливая семья», час чтения в библиотеке.

    11

    Социальный педагог;
    Педагог- психолог;
    Библиотекарь

    Выполнение трудовой задачи, творческий день «Цветотерапия и другие способы познать себя».

    12

    Социальный педагог;
    Педагог-психолог;

    Выполнение трудовой задачи, проведения тренинга «Способы борьбы с внутренним гневом», час чтения в библиотеке.

    13

    Социальный педагог;
    Педагог-психолог;
    Библиотекарь

    Выполнение трудовой задачи, виртуальная экскурсия по Эрмитажу. Беседа «Творчество в жизни человека».

    14

    Социальный педагог;

    Заключительный день. Однодневный мини-поход «Места боевой славы». Повторное психолого-педагогическое тестирование детей.

    15

    Социальный педагог

    Нормативно-правовое обеспечение:

    1. Конституция РФ;
    2. Конвенция ООН о правах ребенка;
    3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 08.09.2024) «Об образовании в Российской Федерации»; https://docs.cntd.ru/document/902389617
    4. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 28.04.2023 г. № 124-Ф3; https://docs.cntd.ru/document/901713538
    5. Закон Красноярского края от 13.06.2024 г. N 6-2519 «Об образовании в Красноярском крае»; https://docs.cntd.ru/document/412385501
    6. Закон Красноярского края от 31.10.2002 г. № 4-608 «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; https://docs.cntd.ru/document/985010020
    7. Трудовой кодекс РФ;
    8. Устав МОБУ «СОШ №16».

    Дополнительные материалы и приложения

    Перечень используемой литературы

    1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать / Ю.П.Азаров // М., 1979. - 268 с.
    2. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе / Н.П.Аникеева // М.,1983. - 332 с.
    3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И.Божович // М., 1968. - 464 с.
    4. Искусство вести за собой… Тренинги и занятия по формированию у юношества социальной активности и лидерских качеств. /Под ред. С.В.Тетерского. - М.: АРКТИ, 2017. - 96 с.
    5. Караковский В.А Воспитание? Воспитание... Воспитание! / В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова // М.: Новая школа, 1996. - 160 с.
    6. Коротов В.М. Развитие воспитательных функций коллектива: (Проблемы общей методики воспитат. процесса) / Виктор Михайлович Коротов // М.: Педагогика, 1974. - 280 с.
    7. Кувватов С.А. Активный отдых детей на свежем воздухе. Ростов н/ Дону: Феникс, 2015. - 311 с.
    8. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В.Петровский. М.: Политиздат, 1982. - 256 с.
    9. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов // Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
    10. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива / В.А.Сухомлинский. - М., 1984. - 190 с.
    11. Щуркова Н.Е. Классное руководство: Игровые методики. Москва. 2018. - 117 с.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике