
Время: 17.30-19.00
(перед началом тренинга родители пишут на бейджах И.О)
Добрый день уважаемые родители! Сегодня, вы являетесь участниками тематической консультации с элементами тренинга «Гармонизация детско-родительских отношений. Авторитет взрослого».
Давайте с вами познакомимся, меня зовут…… (представляются все психологи – ФИО, педагог-психолог ОУ).
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ: ( на слайде)
1 правило: «здесь и сейчас» - ограничения работы группы событиями «здесь и сейчас»; игровое понимание времени и пространства; работа в тренинге носит учебный, исследовательский характер
2 правило: конфиденциальность - все, что происходит в группе, не выносится за ее пределы; это условие психологической безопасности, самораскрытия и работоспособности группы
3 правило: « я -высказывание»
4 правило: активность – как позиция всех участников; в группе не должно быть пассивных наблюдателей
5 правило: безоценочность суждений принимаем различные точки зрения; нет правильных и неправильных действий
6 правило: «один микрофон» внимательно слушать; н е перебивать
Знакомство с родителями
Родители представляются:
- Меня зовут….. (каждый назвал имя)
затем: поменяйтесь местами
родители мальчика
те у кого ребенок любит ходить в кино
родители девочек
те у кого ребенок не любит выполнять домашние задания
те у кого послушный ребенок и т.д.
- Я жду от встречи … (мне бы хотелось….)
Психолог подводит итог сказанному родителями
то что вы сказали это важно именно поэтому мы сегодня с вами встретились и все это говорит о дестко-родит отношениях, которые влияют
Детско-родительские отношения влияют на:
1) самооценку и самоотношение человека к себе
2) любые отношения по вертикали (например, с руководством)
3) финансовую сферу (наш доход, возможность зарабатывать, сохранять и преумножать)
4) выбор партнера и отношения с ним
Что характерно для детско-родительских взаимоотношений:
- Сильная эмоциональная значимость, как для ребенка, так и для родителя
- двойственность в отношениях, где родитель должен заботиться с одной стороны, а с другой стороны, должен научить ребенка заботиться о себе самому.
предлагаем вам выполнить тест
1.Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека - наследственностью или воспитанием?
Б.Преимущественно воспитанием.
А. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.
В.Главным образом врожденными задатками.
Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.
2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?
Б. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.
В. Абсолютно с этим согласен.
А. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.
Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.
3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?
Г. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу)
В. Цель воспитания - научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве)
А. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер)
Б. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер)
4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?
Г. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.
В. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.
Б. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное - позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.
А. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.
5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?
В. Если попросит, можно и дать.
Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.
А. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.
Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.
6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?
В. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.
Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.
Г. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.
А. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.
7. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?
А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей это не принято.
Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.
Г. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.
В. Ребенок вправе выражать свои чувства даже тем способом, который нам не по душе.
8. Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее?
Б. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.
А. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.
В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться.
Г. Не вижу причины запрещать.
9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?
Б. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.
Г. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.
В. Расстроюсь.
А. Попробую разобраться, что его побудило солгать.
10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?
Б. Безусловно.
А. Стараюсь.
В.Надеюсь.
Г. Не знаю.
Сосчитайте, какие ответы преобладают среди выбранных вами - А, Б, В или Г. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания.
А - такой стиль можно определить как авторитетный. Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.
Б - авторитарный стиль. Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под вашим контролем.
В - либеральный стиль. Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода
Г - индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны!
Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.
В зависимости от того какой стиль воспитания преобладает в семье, ребенок чувствует или нет себя любимым, остается в ресурсе, это влияет на его самооценку, отношения в социуме и дальнейшую жизнь.
Бейджики по цветам
(родители занимают места в группе за столами, цвет которых идентичен цвету индивидуального выбора цвета бейджа)
Упражнение «Разбери карточки» (на карточках выражения, характеризующие условную и безусловную любовь)
- у меня сегодня нет времени!
- чем я могу тебе помочь?
- ты не заслуживаешь, чтоб я тебя обняла!
- дома ты ещё получишь!
- ну-ка посмотри мне в глаза, что ты еще натворил
- видеть тебя не хочу
- Как хорошо, что ты у нас родился
- Я рада тебя видеть
- Ты мне нравишься
- Я люблю, когда ты дома
- Мне хорошо, когда мы вместе
- в детский дом тебя сдам
- глаза бы тебя не видели
-умница моя
- без твоей помощи нам пришлось бы туго
- ах, ты ещё перечишь!
- я очень хочу, чтоб тебе было хорошо
-как я теперь из-за тебя людям на глаза покажусь?
- ну ты и наглец!
- хочешь, мы можем сделать уборку вместе
- я тобой горжусь
- ты меня разочаровал
- у тебя ничего не получится
- знай, что мы всегда рядом
- делай что хочешь, мне все равно
- ты должен делать то, что тебе сказали, потому что я в доме главная
- попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу
- ты сейчас делаешь так, как я говорю, а вечером мы все обсудим – почему и зачем
- мы в тебя верим
- давай, я помогу тебе в этом разобраться
6. Мини-лекция «Условная и безусловная любовь»
Нередко можно услышать от родителей такое обращение к сыну или дочке: «Если ты будешь хорошим мальчиком (девочкой), то я буду тебя любить». Или: «Не жди от меня хорошего, пока ты не перестанешь…(драться, лениться, грубить), не начнешь…(хорошо учиться, помогать по дому, слушаться)».
Приглядимся: в этих фразах ребенку прямо сообщают, что его принимают условно, что его любят (или будут любить), «только если…». Условное, оценочное отношение к человеку вообще характерно для нашей культуры. Такое отношение внедряется и в сознание детей.
Причина широко бытующего оценочного отношения к детям кроется в твердой вере, что награды и наказания – главные воспитательные средства. Похвалишь ребенка – и он укрепится в добре, накажешь – и зло отступит. Но вот беда: они не всегда безотказны, эти средства. Кто не знает и такую закономерность: чем больше ребенка ругают, тем хуже он становится. Почему же так происходит? А потому, что воспитание ребенка – это вовсе не дрессура. Родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы.
Что же такое условная и безусловная любовь?(высказывания участников)
Безусловная любовь — это когда мы любим и полностью принимаем себя, это когда мы любим и принимаем близких и окружающих нас людей такими, какие они есть, а не такими, какими мы хотели бы их видеть. Не навязывайте им свои понятия о том, что надо говорить, как себя вести, как и что делать. В конечном итоге, все это показывает вам, каким бы вы хотели быть сами.
Условная любовь — это когда мы любим условно: «Если ты хорошо себя ведёшь, ты мне нравишься, я тебя люблю», «Если приносишь из школы пятёрки, я тебя люблю», «Если не обманываешь меня, я тебя люблю», «Если приносишь домой много денег, я тебя люблю», «Если не изменяешь мне, я тебя люблю» и т. д. То есть условная любовь — это когда мы ставим условия, когда мы любим за ч т о-т о.
РОЛИК «Что если дети будут вести себя также как взрослые»
Кто себя увидел в ролике?
что почувствовали?
предлагаем вам подвигаться!!!!
Упражнение «Когда границы нарушаются»
Цель: исследование границ во взаимоотношениях с окружающими, рефлексия собственных способов защиты свои границ и нарушения границ других людей.
Каждому участнику предлагается на полу отметить с помощью веревки свои границы. Участники сами выбирают, какого размера и формы они будут. Затем психолог, как бы ненарочно, начинает нарушать границы участников разными способами:
1. «Мне кажется, у окна вам будет комфортнее, перейдите к нему ближе».
Психолог молча переходит границы участника, поправляет веревку, выравнивает ее, кладет так, как кажется лучше ему.
2. «Посмотрите, как неровно у вас лежит веревка, какой вы невнимательный, могли бы постараться сделать аккуратнее».
3. «Ничего себе, как много пространства занимает ваша граница. Порядочный человек должен быть скромным».
4. «Давайте будем с вами вдвоем на этой территории. Нам так будет лучше. Я вижу, что без меня вам трудно».
Возможно, предложить участникам повзаимодействовать, нарушать границы друг друга.
Обсуждение:
Как вы чувствовали себя, когда нарушали вашу границу?
С какой стратегией нарушения ваших границ было сложнее справиться?
Каким способом вы чаще всего нарушали границы других участников? Что при этом чувствовали?
Психолог подводит итог по упражнению (личные границы ребенка, границы членов семьи)
Притча о хмуром человеке
Едет хмурый человек в троллейбусе и думает: «Вокруг ничего хорошего, одна тоска. Жена — ворчунья, дети — хулиганы, начальник — злыдня...»
За его спиной ангел-хранитель с блокнотом и ручкой.
Записывает и думает: «Одна тоска, начальник —злыдня, жена — ворчунья, дети — хулиганы... Вроде было уже... И зачем ему это все время? Но раз заказывает — придется исполнять...»
Думайте позитивно!!!