Региональный атлас образовательных практик
Формирование навыка правописания слов со звонкими и глухими согласными в корне слова с детьми с ОВЗ
Результаты срезовых диагностических работ 2023-2024 учебный год
Формирование навыков правописания слов со звонкими и глухими согласными в корне слова у детей с ОВЗ.
.
Красноярский край, г.Минусинск
МОБУ «СОШ №16»
Александрова О.М. ( учитель-логопед)
Филимонова О.В. ( учитель нач.кл)
Одним из наиболее распространенных видов нарушения письменной речи у детей с задержкой психического развития является дисграфия. Эта проблема, зачастую, не связана с незнанием правила написания определенной орфограммы, она связана с неумением применять ее на практике . Прочный и особенный характер нарушений в усвоении и применении орфографических знаний, умений и навыков у младших школьников с ЗПР на практике не позволяют им в полном объеме усваивать не только правописание, но и знания всего курса русского языка на базовом уровне. Я. К. Грота, одному из ведущих лингвистов и методистов, принадлежит высказывание о том, что «Безошибочное правописание составляет азбуку знания языка», но, несмотря на это, в сегодняшних условиях дети с нарушением чтения и письма, обусловленных несформированностью всех средств языка, представляют собой значительную часть неуспевающих учащихся по основным предметам учебного плана. Неуспеваемость по русскому языку отрицательно влияет на формирование маленькой личности ребенка , что ведет к школьной, а в дальнейшем , и к социальной дезадаптации.
В связи с этим, овладение программой по русскому языку данной категорией детей возможно лишь при создании новых подходов к обучению с целью оказания своевременной педагогической помощи по коррекции имеющихся нарушений устной и письменной речи.
Данная практика является продолжением практики, которая была представлена в РАОП в 2023 учебном году https://atlas-edu.kipk.ru/?ResultView=0&PeriodId=10005&mmcids=41086&directionids=41161&typeids=&ceresultids=
В 2023 учебном году мною был набран первый класс. И среди нормотипичных детей в моем классе были дети с заключением ТПМПК , которым рекомендовалось обучение по АООП НОО для детей с ЗПР (вариант 7.1). Таких детей в моем классе было четверо. И уже в процессе обучения , на основании результатов диагностики психолога и логопеда выяснила, что данные дети находятся на низком уровне подготовки к школе. У моих учеников преобладает наглядно-образное мышление ,а значит им требуется конкретная наглядность, отмечается недоразвитие фонематического восприятия речи , словарного запаса , неустойчивость внимания, а также низкая школьная мотивация. При письме такие дети быстро устают, снижается уровень внимание, что провоцирует большое количество пропусков букв, слогов, их замену и перестановку, возникновение ошибок на изучаемые правила.
Имя /тема |
Безударная гласная в корне слова |
Парный согласный в корне слова |
ь-разделительный знак |
Безударная гласная в корне слова + Парный согласный в корне слова |
Безударная гласная в корне слова + Парный согласный в корне слова |
Безударная гласная в корне слова + Парный согласный в корне слова |
12.02.24 |
22.02.24 |
13.03.24 |
17.03.24 |
20.03.24 |
24.03.24 |
|
Алина |
2 |
3 |
2 |
5 |
4 |
3 |
Михаил |
4 |
5 |
3 |
8 |
8 |
7 |
Варвара |
3 |
4 |
2 |
4 |
3 |
3 |
Алексей |
4 |
5 |
3 |
7 |
6 |
5 |
Диктант из 6 слов |
Диктант из 6 слов |
Диктант из 6 слов |
Диктант из 10 слов |
Диктант из 10 слов |
Диктант из 10 слов |
Обобщив данные срезовых работ по основным темам русского языка
« Написание безударной гласной, парный согласный в корне слова, мягкий разделительный знак» мною был сделан вывод, что написание парных согласных в корне слова у данной категории детей имеет самые многочисленные ошибки. На основании педагогических срезов , было принято решение найти оптимальные способы и формы работы как учителем, так и логопедом для отработки правописания слов со звонкими и глухими согласными в корне слова.
В связи с этим поиск оптимальных путей предупреждения и коррекции дисграфии у учащихся является актуальной, теоретически и практически значимой проблемой и отработка навыка правильного письма будет успешной только при единой и согласованной работе с учителем-логопедом данного класса.
Нами была разработана система схем, помогающих обучающимся слышать, видеть, анализировать «опасное место» в слове, подбирать проверочное слово и писать его с проверкой. Учитель –логопед , осуществляя коррекционную деятельность с обучающимися на логопедических занятиях систематически использует алгоритм работы над словом с помощью схемы-опоры «Думающий человечек» , которая способствует формированию осознанности, грамотности написания слов. ( https://atlas-edu.kipk.ru/?ResultView=0&PeriodId=10005&mmcids=41086&directionids=41161&typeids=&ceresultids )
, в классе же, при работе над данной темой активно используется схема – шаблон написания слов с определенной орфограммой.
Такая совместная работа позволяет учащимся с ЗПР с одной стороны ( у учителя – логопеда) точно понимать место нахождения орфограммы, слышать и видеть ее, а с другой стороны ( у учителя на уроке) понимать алгоритм нахождения проверочного слова.
Учитель - логопед
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
слушай думай пиши-проверяй оценивай
Учитель класса
Парный согласный в корне слова |
|
|
|
Звук согласный проверяй – рядом гласный подставляй. |
Парные согласные на письме опасные. Слово изменяй-букву подставляй. |
Основными трудностями таких детей является обнаружение места , где находится орфограмма и решение орфографической задачи.
Для того, чтобы было легче искать « решение орфографической задачи использую присказки :
Парный согласный в корне слова : Звук согласный проверяй – рядом гласный подставляй. Максимальное количество раз за урок обращение к схеме-опоре , которая позволяет «увидеть» орфограмму в слове и найти способ написания нужной буквы. На этом пути много раз сталкивалась с такой проблемой, как неумение подобрать проверочное слово. Дети с трудом изменяют форму слова или подбирают однокоренные слова, путая их с омонимами. А также мною отмечается, что при диктовке словосочетаний или предложений ошибки возникают чаще, чем при диктовке слов на определенную орфограмму. Таким образом при написании срезовых работах , в которых дается только одна орфограмма, результаты лучше, чем если в срезовой работе, где идет комплекс орфограмм. Поэтому, чем качественнее отработан алгоритм по написанию определенной орфограммы на уровне слова , тем меньше будет ошибок в работе над словосочетанием и предложением.
Коррекционную работу при дисграфии мы с учителем-логопедом строили следующим образом :
сначала формирование полноценных морфемных представлений и навыков морфемного анализа;
затем отработка алгоритмов решения орфографических задач сначала на легком речевом материале( вставка парной согласной , выделение орфограммы);
после письмо под орфоэпическую диктовку, выбор верного орфографического написания слова, с применением правила парный согласный в корне слова.
На данном этапе отрабатываются не только правила применения учебной терминологии, но и коммуникативные навыки учащегося.
![]() |
![]() |
![]() |
При работе над формированием орфографических навыков использовали не только способ осознанного применения правил, но и других приёмов усвоения навыка правописания. Например, списывание слов с орфограммами с образцов письменного текста (усиление зрительного восприятия слова), использование приёма "орфографическое чтение".
При работе над орфограммами необходимо уделять особое значение умению проверять свою работу, с целью формирования навыка самопроверки и самоконтроля. Учащиеся с ЗПР не понимают сам процесс «проверки слова», ведь они же его написали, что там проверять. И тут на помощь приходит «указочка – проверялочка» ленточка бумаги, на которой рисуется стрелочка, которая при произнесении слова ребенком « помогает» ему найти ошибку или пропуск буквы. Эта стрелочка « ходит по слову» при синхронном произнесении слова учителем и ребенком. Стрелочка показывает на какой букве сейчас остановились , и какой звук слышится.
![]() |
![]() |
![]() |
Анализируя данные за третью и четвертую четверть 2023-2024 учебного года ( первый класс) можно сделать вывод , что применение схем-опор, алгоритма –проговаривания пути нахождения нужной буквы в орфограмме дает свои положительные результаты. И , несмотря на то, что количественная динамика по ошибкам не такая и большая, но для детей с ЗПР это очень важные результаты.
Имя /тема |
Безударная гласная в корне слова |
Парный согласный в корне слова |
ь-разделительный знак |
Безударная гласная в корне слова + Парный согласный в корне слова |
Безударная гласная в корне слова + Парный согласный в корне слова |
Безударная гласная в корне слова + Парный согласный в корне слова |
12.04.24 |
16.04.24 |
23.04.24 |
27.04.24 |
3.05.24 |
12.05.24 |
|
Алина |
2 |
2 |
3 |
4 |
3 |
3 |
Михаил |
3 |
5 |
3 |
7 |
7 |
8 |
Варвара |
2 |
3 |
1 |
3 |
2 |
3 |
Алексей |
3 |
4 |
2 |
5 |
5 |
4 |
Диктант из 6 слов |
Диктант из 6 слов |
Диктант из 6 слов |
Диктант из 10 слов |
Диктант из 10 слов |
Диктант из 10 слов |
На второй год обучения данные схемы применялись с первых уроков русского языка. И если на первых уроках для работы по схеме необходимо было затратить достаточно продолжительное время для повторения, то уже через пару уроков дети стали самостоятельно использовать в парной работе слова – помогалочки. Динамику срезовых работ за текущий учебный год можно посмотреть в следующей таблице.
I и II четверть 2024-2025 учебный год
Имя /тема |
Безударная гласная в корне слова |
Парный согласный в корне слова |
ь-разделительный знак |
Безударная гласная в корне слова + Парный согласный в корне слова |
Безударная гласная в корне слова + Парный согласный в корне слова |
Безударная гласная в корне слова + Парный согласный в корне слова |
||||||
Алина |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
1 |
5 |
3 |
4 |
3 |
3 |
2 |
Михаил |
5 |
4 |
5 |
4 |
3 |
2 |
7 |
6 |
7 |
6 |
6 |
5 |
Варвара |
3 |
2 |
3 |
2 |
1 |
1 |
4 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
Алексей |
3 |
2 |
4 |
2 |
2 |
1 |
4 |
3 |
4 |
3 |
4 |
3 |
Диктант из 8 слов |
Диктант из 8 слов |
Диктант из 8 слов |
Диктант из 12 слов |
Диктант из 12 слов |
Диктант из 12 слов |
Результаты срезовых работ показывают положительную динамику при написании орфограммы парный согласный в корне слова не только в наборе слов на данную орфограмму, но и в словосочетаниях и предложениях. А значит, целенаправленное систематическое использование схем и алгоритмов при отработке орфограммы парный согласный в корне слова является одним из способов улучшения грамотности письма.
Для категории детей с ОВЗ только совместная работа учителя с учителем –логопедом дает положительные результаты в изучении правил написания слов и формирования осознанного письма. Систему работы с « думающим человечком и схемами – опорами с присказками» предлагаем использовать при изучении других правил русского языка.
Литература:
- Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. – М, «Владос»,1999г.;
- АксеноваА.К., Якубовская Э.В. « Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы.- М., «Просвещение»,1987г.;
- Баранникова А.В. Министерские вести //Начальная школа. – 2004г. № 31. ;
- Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок. М.: АРКТИ, 2007г.