МОБУ "СОШ №16"
Красноярский край г. Минусинск
  • Региональный атлас образовательных практик

    Формирование навыка правописания слов со звонкими и глухими согласными в корне слова с детьми с ОВЗ
    На занятиях учителя - логопеда
    На уроках учителя начальных классов
    Результаты срезовых  диагностических работ 2023-2024 учебный год
     

    Формирование навыков правописания слов со звонкими и глухими согласными в корне слова у детей с  ОВЗ.

    .

    Красноярский край, г.Минусинск      

    МОБУ «СОШ №16»     

    Александрова О.М. ( учитель-логопед)     

    Филимонова О.В. ( учитель нач.кл)     

    Одним из наиболее распространенных  видов  нарушения  письменной речи у детей с задержкой психического развития  является  дисграфия.  Эта проблема, зачастую, не связана с незнанием правила написания определенной орфограммы, она связана с неумением применять ее на практике . Прочный и особенный характер нарушений в усвоении и применении орфографических знаний, умений и навыков у младших школьников с ЗПР на практике  не позволяют им в полном объеме усваивать не только правописание, но и знания всего курса русского языка на базовом уровне. Я. К. Грота, одному из ведущих лингвистов и методистов, принадлежит высказывание о том, что «Безошибочное правописание составляет азбуку знания языка», но, несмотря на это, в  сегодняшних условиях дети с нарушением чтения и письма, обусловленных несформированностью всех средств языка, представляют собой значительную часть неуспевающих учащихся по основным предметам учебного плана. Неуспеваемость по русскому языку отрицательно влияет на формирование  маленькой  личности ребенка , что  ведет к школьной, а в дальнейшем , и к социальной дезадаптации.
    В связи с этим, овладение программой по русскому языку данной категорией детей возможно лишь при создании новых подходов к обучению с целью оказания своевременной педагогической помощи по коррекции имеющихся нарушений устной и письменной речи.

    Данная практика является продолжением практики, которая была представлена в РАОП в 2023 учебном году  https://atlas-edu.kipk.ru/?ResultView=0&PeriodId=10005&mmcids=41086&directionids=41161&typeids=&ceresultids=

    В  2023 учебном году мною был набран  первый класс. И среди нормотипичных детей в моем классе были дети с заключением ТПМПК , которым рекомендовалось обучение по АООП НОО для детей с ЗПР (вариант 7.1).  Таких детей в моем классе было четверо. И уже  в процессе обучения , на основании результатов диагностики психолога и логопеда выяснила, что данные дети находятся на низком  уровне подготовки  к школе. У моих учеников преобладает наглядно-образное мышление ,а значит  им требуется конкретная наглядность, отмечается недоразвитие  фонематического восприятия речи , словарного запаса ,  неустойчивость  внимания, а также  низкая школьная мотивация.  При письме такие  дети быстро устают, снижается уровень внимание, что провоцирует большое количество пропусков букв, слогов, их замену и перестановку, возникновение ошибок на изучаемые правила.

    Имя /тема

    Безударная гласная в корне слова

    Парный согласный в корне слова

    ь-разделительный знак

    Безударная гласная в корне слова + Парный согласный в корне слова

    Безударная гласная в корне слова + Парный согласный в корне слова

    Безударная гласная в корне слова + Парный согласный в корне слова

    12.02.24

    22.02.24

    13.03.24

    17.03.24

    20.03.24

    24.03.24

    Алина

    2

    3

    2

    5

    4

    3

    Михаил

    4

    5

    3

    8

    8

    7

    Варвара

    3

    4

    2

    4

    3

    3

    Алексей

    4

    5

    3

    7

    6

    5

    Диктант из 6 слов

    Диктант из 6 слов

    Диктант из 6 слов

    Диктант из 10 слов

    Диктант из 10 слов

    Диктант из 10 слов

    СЕРТИФИКАТ

    РЕЦЕНЗИЯ

    СЕРТИФИКАТ 2024

    СЕРТИФИКАТ 2023

    Видео практики


    Обобщив данные  срезовых работ по основным темам русского языка

    « Написание безударной гласной, парный согласный в корне слова, мягкий разделительный знак»  мною был сделан вывод, что написание парных согласных в корне слова у данной категории детей имеет самые многочисленные ошибки. На основании педагогических  срезов , было принято решение  найти оптимальные способы и формы работы  как учителем, так и логопедом для  отработки правописания слов со звонкими и глухими согласными в корне слова.
    В связи с этим поиск оптимальных путей предупреждения и коррекции дисграфии у учащихся является актуальной, теоретически и практически значимой проблемой и отработка навыка правильного письма будет успешной только при единой и согласованной работе с учителем-логопедом данного класса.

    Нами была разработана система схем, помогающих обучающимся слышать, видеть, анализировать «опасное место» в слове, подбирать проверочное слово и писать его с проверкой. Учитель –логопед , осуществляя коррекционную деятельность с обучающимися на логопедических занятиях систематически использует алгоритм работы над словом с помощью схемы-опоры «Думающий человечек» , которая способствует формированию осознанности, грамотности  написания слов.   ( https://atlas-edu.kipk.ru/?ResultView=0&PeriodId=10005&mmcids=41086&directionids=41161&typeids=&ceresultids )

    , в классе же, при работе над данной темой активно используется схема – шаблон написания слов с определенной орфограммой.

    Такая совместная работа позволяет учащимся с ЗПР с одной стороны ( у учителя – логопеда) точно понимать место нахождения орфограммы, слышать и видеть ее, а с другой стороны ( у учителя на уроке) понимать алгоритм нахождения проверочного слова.

    Учитель - логопед

       слушай             думай                  пиши-проверяй           оценивай

    Учитель класса

    Парный согласный в корне слова

    Звук согласный проверяй – рядом гласный подставляй.

    Парные согласные на письме опасные.

    Слово изменяй-букву подставляй.

    Основными трудностями таких детей является обнаружение места , где находится орфограмма и  решение орфографической задачи.

    Для того, чтобы было легче искать « решение орфографической задачи использую присказки :

    Парный согласный в корне слова : Звук согласный проверяй – рядом гласный подставляй. Максимальное количество раз за урок обращение к схеме-опоре , которая позволяет «увидеть» орфограмму в слове и найти способ написания нужной буквы.  На этом пути много раз сталкивалась с такой проблемой, как неумение подобрать проверочное слово. Дети с  трудом изменяют форму  слова или  подбирают однокоренные слова, путая их с омонимами. А также мною отмечается, что при диктовке словосочетаний или предложений ошибки возникают чаще, чем при диктовке слов на определенную орфограмму. Таким образом при написании срезовых работах , в которых дается только одна орфограмма, результаты лучше, чем если в срезовой работе, где  идет комплекс орфограмм.  Поэтому, чем качественнее отработан алгоритм по написанию определенной орфограммы на уровне слова , тем меньше будет ошибок в работе над словосочетанием и предложением.

    Коррекционную  работу при дисграфии  мы с учителем-логопедом строили следующим образом :

     сначала формирование полноценных морфемных представлений и навыков морфемного  анализа;
              затем отработка алгоритмов решения орфографических задач сначала на легком речевом материале(  вставка парной согласной , выделение орфограммы);

    после письмо под орфоэпическую диктовку, выбор верного орфографического  написания слова, с применением правила парный согласный в корне слова.

    На данном этапе отрабатываются не только правила применения учебной терминологии, но и  коммуникативные навыки учащегося.

    При работе над  формированием орфографических навыков использовали  не только  способ осознанного  применения правил, но и  других приёмов усвоения навыка правописания. Например, списывание слов с орфограммами с образцов письменного текста (усиление зрительного восприятия  слова), использование приёма "орфографическое чтение".

    При работе над орфограммами необходимо уделять особое значение умению проверять свою работу, с целью формирования навыка самопроверки  и  самоконтроля. Учащиеся с ЗПР не понимают сам процесс «проверки слова», ведь они же его написали, что там проверять. И тут на помощь приходит «указочка – проверялочка» ленточка бумаги, на которой рисуется стрелочка, которая  при произнесении слова ребенком « помогает» ему найти ошибку или пропуск буквы. Эта стрелочка « ходит по слову» при синхронном произнесении слова учителем и ребенком. Стрелочка показывает на какой букве сейчас остановились , и какой звук слышится.

    Анализируя данные за третью и четвертую четверть 2023-2024 учебного года ( первый класс)  можно сделать вывод , что применение схем-опор, алгоритма –проговаривания пути нахождения нужной буквы в орфограмме дает свои положительные результаты. И , несмотря на то, что количественная динамика по ошибкам не такая и большая, но для детей с ЗПР это очень важные результаты.

    Имя /тема

    Безударная гласная в корне слова

    Парный согласный в корне слова

    ь-разделительный знак

    Безударная гласная в корне слова + Парный согласный в корне слова

    Безударная гласная в корне слова + Парный согласный в корне слова

    Безударная гласная в корне слова + Парный согласный в корне слова

    12.04.24

    16.04.24

    23.04.24

    27.04.24

    3.05.24

    12.05.24

    Алина

    2

    2

    3

    4

    3

    3

    Михаил

    3

    5

    3

    7

    7

    8

    Варвара

    2

    3

    1

    3

    2

    3

    Алексей

    3

    4

    2

    5

    5

    4

    Диктант из 6 слов

    Диктант из 6 слов

    Диктант из 6 слов

    Диктант из 10 слов

    Диктант из 10 слов

    Диктант из 10 слов

    На  второй   год обучения данные схемы применялись  с первых уроков русского языка. И если на первых уроках для работы по схеме необходимо было затратить достаточно продолжительное  время для повторения, то уже через пару уроков дети стали самостоятельно использовать в парной работе слова – помогалочки.  Динамику срезовых работ  за текущий учебный год можно посмотреть в следующей таблице.

    I и  II четверть 2024-2025 учебный год

    Имя /тема

    Безударная гласная в корне слова

    Парный согласный в корне слова

    ь-разделительный знак

    Безударная гласная в корне слова + Парный согласный в корне слова

    Безударная гласная в корне слова + Парный согласный в корне слова

    Безударная гласная в корне слова + Парный согласный в корне слова

    Алина

    3

    2

    3

    2

    3

    1

    5

    3

    4

    3

    3

    2

    Михаил

    5

    4

    5

    4

    3

    2

    7

    6

    7

    6

    6

    5

    Варвара

    3

    2

    3

    2

    1

    1

    4

    2

    3

    3

    3

    2

    Алексей

    3

    2

    4

    2

    2

    1

    4

    3

    4

    3

    4

    3

    Диктант из 8 слов

    Диктант из 8 слов

    Диктант из 8 слов

    Диктант из 12 слов

    Диктант из 12 слов

    Диктант из 12 слов

    Результаты срезовых работ показывают положительную динамику при написании орфограммы парный согласный в корне слова не только в наборе слов на данную орфограмму, но и в словосочетаниях и предложениях. А значит, целенаправленное  систематическое использование схем и алгоритмов при отработке орфограммы парный согласный в корне слова  является одним из способов улучшения грамотности письма.

    Для категории детей с ОВЗ только совместная работа учителя  с учителем –логопедом дает положительные результаты в изучении правил  написания слов и формирования осознанного письма. Систему работы с « думающим человечком и схемами – опорами с присказками»   предлагаем использовать при изучении других правил русского языка.

    Литература:

    1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. – М, «Владос»,1999г.;
    2. АксеноваА.К., Якубовская Э.В. « Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы.- М., «Просвещение»,1987г.;
    3. Баранникова А.В. Министерские вести //Начальная школа. – 2004г. № 31. ;
    4. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок. М.: АРКТИ, 2007г. 

    СЕРТИФИКАТ

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике